Если у вас есть оригинальная или эксклюзивная новость, или вы стали свидетелем происшествия, или посетили какое-либо мероприятие и можете об этом написать (загрузить фотографии или видео), мы с удовольствием опубликуем вашу работу.
Для публикации новостей вам нужно зарегистрироваться и активировать свой аккаунт.
18.07.2016 (22:43)
Максим Везучий
Валерий Сюткин: «Хороший артист это тот, которого нельзя поменять»
В Зеленогорске на Дне города со своей группой выступил заслуженный артист России Валерий Сюткин. Певец оказался крайне общительным человеком, и на пресс-конференции, которая состоялась за несколько часов до его выступления в Музее ЭХЗ во Дворце культуры, успел рассказать о многом: что самое важное в его музыке, почему он называет себя легким и независимым, когда к нему пришла мудрость в отношениях с женщинами и о многом другом.
- Валерий, когда Моцарту задали вопрос: «Что самое важное в его музыке?», он ответил: «Пауза». А в вашем творчестве, что для вас самое важное? - Удовольствие, которое я сам получаю, и которым хотел бы поделиться. Потому что я эту профессию выбрал еще в 70-е годы прошлого века. Конечно, тогда мы все были увлечены Beatles, Deep Purple, Creedence. Отечественная эстрада не вызывала радости. Но это чисто подростковое: все дети хотят что-нибудь другое, поэтому, когда моя дочь в подростковом возрасте кардинально меняла свои музыкальные вкусы, я всегда вспоминал себя и не мешал ей. Так устроен мир, что молодые люди хотят слушать совсем другое – не то, что родители. Но со временем я опять вернулся к истокам, с удовольствием исполняя {свои} песни. А то, что я лично знаю (и горжусь этим) Александру Николаевну Пахмутову, Николая Николаевича Добронравова, Андрея Дементьева – это дает какие-то дополнительные батарейки. Я выбрал эту профессию для себя и своим студентам так и говорю – что успеха (иногда) достигает человек, который просто хочет достичь успеха. Чаще достигает успеха тот человек, который талантлив. И всегда в жизни успех приходит к тем, кто выбирает свое любимое дело, и уйму времени проводит в работе. Я даже это работой не называю… Сейчас, если б не вечерний концерт, мы б еще порепетировали. Просто нравится процесс. Мы сейчас новую песню копаем. У нас нет никаких студий: люди семейные, детишки растут у всех, и мы ценим это время с семьей. Поэтому, когда мы куда-то выезжаем, мы там и репетируем. Вот на саунд-чеке вся программа и делается: это уже давно у меня такой накатанный вариант. Поэтому, если ответить так развернуто на сам вопрос… Во-первых, мы не сравнимые величины с Моцартом – это, надо сказать, для моей самокритики. Поэтому он называет самое важное в его музыке - паузы. Они необходимы, но я все-таки стараюсь еще что-то делать. Поэтому у нас выходит много всякой музыки. Я делаю и советскую песню с большим удовольствием. Вот из этих музыкантов мой барабанщик работает на два коллектива: и есть дядь Лёша Кузнецов, а есть Алексей Алексеевич Кузнецов. Это наш народный артист, ему 75 лет, он играет у нас на гитаре. Но есть и еще один проект – «Валерий Сюткин & Light Jazz». Мы сделали уже два альбома, один из которых: «Москвич 2015». Машину «Москвич» уже не производят, а мы решили произвести хорошее впечатление. Получили очень много лестных отзывов на эту работу и в этом году мы сделали альбом «Олимпийка» из пяти спортивных песен Пахмутовой и Добронравова (я даже ездил домой к Александре Николаевне Пахмутовой). Это одна часть работы, а вторая – стандартный Сюткин. Я с этими ребятами работаю. Два парня у меня работают с 1993 года (уже больше 20 лет), а остальные влились к нам лет 12 назад. Поэтому вот так работаем, ездим, исполняем. Надеюсь, что будет не скучно. К счастью, я успел написать песен десять, которые до сих пор по всем радиостанциям крутятся, и надеюсь еще такие написать. Мы новенькие, конечно, тоже пробуем, но играть их будем не сегодня. Потому что Зеленогорску сегодня 60 лет (видите, как выпало хорошо: 60 тысяч населения и 60 лет городу) и, естественно, мы сыграем все самые популярные песни за все это время, к которым я имел какое-либо отношение (как автор музыки, текстов или как исполнитель). Сегодня будут одни хиты. В прошлом году один молодой человек подошел ко мне, сказал: «Спасибо вам за ЛДПР». Я: «Чего? Какое ЛДПР?» Он: «У вас песня есть «Любите девушки простых романтиков» - аббревиатура ЛДПР»… Поэтому сегодня будет и «Московский бит», и «Вася», и «Король оранжевое лето», и «Я красавчик», и «Далеко», и «Черный кот», и так далее.
- Преимущественно, вы известны песнями бодрого исполнения, но у вас есть и лирические (например, «Целуйтесь медленно», «Как жаль», «Я то, что надо»). А какой вам больше нравится жанр? - Это тоже самое, что спросить – вам из детей больше сын или дочь нравится? Невозможно разделить, но я, как специалист по созданию хорошего настроения, скажу, что, во-первых, мы - один из редких коллективов, у которого нет никакого плей-листа. У нас под ногами на сцене никакой бумажки не лежит. Я с ребятами просто советуюсь: с чего начнем? С «Бита», с «Короля», с «Добрый вечер, Москва», которую я обычно минут за десять под город переделываю, и тогда название города – увековечено, чтобы люди понимали, что это специально для них. И всё – дальше мы играем, как положено. Когда я вижу, что концерт на площади, значит, будет меньше лирических произведений, а если выступление в зале, где люди сидят, оно требует больше лиризма, может, и расскажу что-нибудь. Здесь же, в Зеленогорске, надо просто делать настроение, рок-н-ролльные песни, одну за одной, и желательно, чтобы песен, создающих бодрое настроение, было больше. Репертуар подбирается просто. Вот я смотрю людям в глаза – и все понятно. Конечно, многое зависит от возраста. Вот, скажем, мы играем на День учителя – там люди постарше и зачем им грохотать «Оранжевым галстуком»? Им надо какую-нибудь старенькую, например, «Просто я работаю волшебником» Марка Бернеса исполнить. Вообще, я очень люблю старые советские песни исполнять.
- В свое время вы провозгласили своим девизом – легкость и независимость… - У меня так и написано: «Легкий и независимый». Это, как у Жванецкого есть про комара. Пробовали зашвырнуть комара? Он не летит, куда вы его бросаете. Он летит, но сам по себе. И плюет на вас – легкий и независимый. Кстати, сейчас проект такой есть: «Animal Booking», в котором пишут известные люди для детей. Скажем, Андрей Макаревич писал о змее, Фима Шифрин – про панду, а я взял и написал про комара. То есть, тебе биологи дают некий пилот, справку – как комары размножаются и так далее. А ты должен для детишек от 7 до 12 лет, убрав все умные слова, написать про это простым человеческим языком и вложить в это душу. Там даже «легкий и независимый» слишком сложно… Я написал примерно так: «Вот я – комар, и сразу вижу, мой дорогой читатель, что ты вспомнил, как я в прошлом году тебя летом атаковал, а ты сказал: «Фу, какой противный!». Но я тебе сразу скажу, вредные у нас, комаров, только девочки: самцы же не кусаются». И так далее. Таким простым языком, с самоиронией, для детей донести суть. Я эту работу сделал и редактор сказал: «Ну ты даешь, за два дня написал эту книгу! Конечно, дети хотят прочитать про льва, тигра – зачем ты выбрал комара?» Я говорю: «Ну кто-то же должен писать и про это». Ну я очень смешно сделал, причем зацепился именно за это: я действительно легкий и независимый. Стараюсь быть. Видите, вчера прилетел из Риги в Москву, отработал частное мероприятие и сюда. Паразитический образ жизни. До этого, правда, неделю с семьей провел… В Риге участвовал в фестивале у Лаймы Вайкуле, потому что считаю, что всё, что дает возможность людям объединиться - не важно, какой они национальности и на каком языке говорят - хорошо. Даже если их правительства находятся в напряжении друг к другу, простые нормальные люди продолжают общаться, стараются объединиться и в этом я участвую. А когда мне говорят: «Скажите что-нибудь гадкое про того-то» или «Ваше мнение про…», я отвечаю: «Ну как я могу? Это политическое событие, а я играю музыку. Но если меня просят сыграть в Одессе простые люди – я не вижу причин этого не сделать. Тем более, что это и есть мой вклад в то, что было лучше». А натянуть отношения и без нас умеют некоторые ребята. Вот такая моя простая позиция. Легкий и независимый, но в тоже время ответственный. Я с Лаймой дружу лет 35 уже, мы еще в 80-е годы вместе ездили в Германию, там и познакомились. И когда она сказала: «Я делаю фестиваль», я ей ответил: «Я с тобой, не вопрос». Тем более, что у меня жена – рижанка, и я летом, в июле, живу в Юрмале, оттуда на работу летаю. Вот сейчас в Красноярск прилетел, в Зеленогорск приехал.
- Как часто приходится летать? - Иногда реже, иногда чаще, когда заказы накопятся. Иногда месяц в Москве живешь, например, в декабре – новогодние праздники же. Я же сам регламентирую свою работу, потому что начальников-то у нашей группы нет. Так приятно. У меня нет директора вообще. Я все сам решаю, но очень люблю работать в коллективе. Мне нравится так. Есть люди, которые хотят, чтобы их больше было, а я люблю другое. Зачем мне кормить каких-то непонятных людей? Взять музыкальное видео. Многие делают его клишированным, чтобы, грубо говоря, хорошо выглядеть. А зачем это мне? У меня в коллективе дипломированный специалист по монтажу – плачу ему, а не каким-то людям. Вдвоем садимся, открываем лэптоп и всё – туда все идеи из головы. А мой звукорежиссер выполняет все административные функции. Какое главное преимущество кризиса? Переоценка. Садишься и думаешь: как сделать лучше – умеренно сократить расходы. Но у нас никого лишних нет: все, кто на сцену выйдут, это вся наша группа. У нас нет ни администраторов, ни стилистов, ни костюмеров – мы все делаем сами. Минимализм такой, но все счастливы.
- А почему у вас в коллективе девчонок нет? - Во-первых, я справляюсь, во-вторых, это такое дело, что, когда есть девчонки, это тяжело. Им, в первую очередь. Честно говоря, я шляпу снимаю перед певицей Валерией, потому что она просто труженик. Все эти переезды, перелеты – это очень тяжело, и даже не сами концерты – это, в конце концов, любимое дело. То, что убивает, это когда дорога на дорогу, и в месяц пять раз слетать, со сменой часовых поясов и недосыпом… Я вот вчера прилетел с утра из Риги, вечером (с четырех до одиннадцати вечера) вел частное мероприятие и сразу же – в аэропорт. В самолете поспал, сюда приехали, а тут – жарковато, кондишена в отеле нет, окна открываешь – там праздник, музыка. Можно сказать, мы на площади жили, а поспать-то надо - наушники в уши, чтобы шум подавить. Только так.
- Валерий, вы возглавляете жюри одного из конкурсов. Как вы видите молодые таланты? - Это всё под знаменами альма-матер. Когда-то давно я заканчивал заочно МГГУ им. Шолохова и когда меня ректор и декан попросили поучаствовать в этом конкурсе, я согласился. Студентам я говорю одно: «Хороший артист это тот, которого нельзя поменять». К сожалению, то, что у нас называется проект - в основном, девичьи группы. Там и текучка соответственно. Замечательный коллектив – «ВиаГРА», но все равно это проект, понимаете? А Александра Розенбаума, например, заменить нельзя. Либо он, либо никого. Вот я и учу ребят, чтобы их нельзя было заменить другим. Тогда будут большими артистами. Но, поскольку у нас педагогический вуз, я говорю: «В любом случае, старайтесь». Моя задача: гипертрофировать достоинства и спрятать недостатки. Что такое мудрость? Мудрость - это когда человек понимает, на что не обращать внимание. Поэтому им надо объяснить, что есть главное, а есть – не главное. И так – потихонечку. До кого-то доходит. Изменить, конечно, музыкой и советами ничего нельзя, но немножечко направить в правильное русло – можно. Если человек хоть прислушался, это хорошо. Лично я очень многие вещи на всю жизнь запомнил, очень многие. Недавно спросили на одном телеканале - «Что является самым важным для вашей самоиронии, вашего правильного места на эстраде?» Я ответил так. В 1980-е на первой строчке хит-парадов был мой «Автобус 86», я три года работал с Михаилом Боярским в качестве конферансье и разогревающей группы, видел стадионы с «Машиной времени», пел с Юрием Лозой. Но в 1990 году мы попали с песней «Вася» в «Песню года». А раньше человек себя чувствовал артистом, когда его песня попадала в «Песню года» - и 1 января вся страна смотрела, и эта песня (а «Вася» это мой текст) на год давала тебе ощущение, что ты - артист категории «А». Жизнь состоялась, потому что это выше всяких званий – это народная любовь называется. И, когда мы попали туда, нам режиссер программы, пожилой человек, сказал: «Значит так, товарищи артисты! Сейчас вы все фрагментарно проходите свои номера. Надо выставить свет, общую мизансцену – для этого на ваши песни дается по десять минут. А дальше, товарищи артисты, никто никуда не уходит: в три часа дня мы все соберемся в этой концертной студии и будем репетировать восторг!» Говорю: «Простите, что?» Он: «Финальную песню Аркадия Островского «Песня остается с человеком»». А у меня уже планы были на три часа дня, думал, сейчас отрепетируем и вечером - съемка. Хотел уехать, встретиться с друзьями. И я ему очень тактично говорю: «Вы знаете, я в восторге не участвую. Пою свою песню, машу рукой, и мне кажется, я справлюсь с этой задачей – улыбаться я люблю. Поэтому, думаю, мне не надо в восторге участвовать». Он так смотрит на меня и говорит: «Молодой человек! Мне 82 года. Я делаю вот эту песню, может, еще одну. Потом придете вы и будете делать, что хотите. Но я хочу, чтобы вы, молодой человек, запомнили: ваши песни нужны только вам, а народу нужен восторг. Поэтому мы будем собираться и репетировать восторг, понятно?». Он это сказал достаточно цинично, но на меня это подействовало. Мне понравилось. Я понял, что народу нужен восторг, и, конечно, я остался. Вот с тех пор и изображаю восторг (улыбается).
- А мудрость в отношении с женщинами к вам пришла когда? - Далеко за тридцать и это нормально. Мы – советские люди. Я - 1958 года рождения, и мне было двадцать лет в 1978-м. И, если вы знакомились с девушкой в 1978-м, в принципе, сразу попадали в поле зрения её родителей очень плотно. Вы никуда не могли с ней пойти. В ресторан – у нас не было денег. Дискотек тогда просто не было. В кино – и домой. А отношения-то как налаживать? Надо легализоваться. Но ранние браки не для меня. Вот у меня старшая дочь, которая меня дедушкой сделала два года назад, в гражданском браке сейчас живет, и то серьезные отношения далеко за тридцать начались. Сыну – 29 лет. Он не собирается пока жениться, хотя отношения с девушкой есть. А у нас, я помню, только девчонки вышли со школьной скамьи – все уже по 2-3 раза были замужем. Так что мои отношения с женщинами складывались по-разному. В 70-80-е было весело, а сейчас, когда встретил одну-единственную… Ведь, когда мужчина говорит о женщинах, это он говорит о себе. А когда о женщине – это об одной. Поэтому мне стало жить органичнее. Счастье это же – на! В начале всегда хочется себе – дай, дай, дай! А счастье это – на! Когда ты можешь поделиться. Прилетаешь домой и знаешь, что ты материально закрыл вот этот участок. Например, моя дочка окончила в Москве школу, в Женеве – институт, сейчас она в Америке. И она специально учится в разных школах мира, потому что однажды Галина Волчек (наша хорошая знакомая) ей сказала: «Дочка, поезжай-ка ты по миру, в разных школах поучись - только тогда можно создать что-то интересное. А здесь, в России, тебя сейчас просто научат бегать по сериалам, мозги законифолят и ты встанешь на не самый хороший путь». Просто в нашем высшем образовании сегодня точно есть огрехи. За что я ценю то образование, которое дочь получает в American University in Paris - потому что у американцев все на конкурентной основе. Зубрежки нет никакой вообще. Ты все время сдаешь работы. Проходят уроки, например, в Лувре, и, если ты историю искусств сдаешь, ты идешь и пишешь эссе «Какие недостатки в Модильяни вы видите и как бы вы улучшили его творчество?». То есть, зубрить ничего не надо – тебе все время надо что-то выдавать…. В целом, у меня со всеми детьми отличные отношения, они все время между собой общаются. На мои концерты постоянно приходят и на танцполе танцуют вместе. В то же время с детьми после исполнения им 18 лет я не вожусь. Они – не иждивенцы. Стартовые ценности получили, а дальше – сами. Хочешь хорошую машину – трудись. Хотя, конечно, какая-то помощь всегда есть. Например, ребенок говорит: «У меня есть идея – помоги». Я включаю свои связи, но даже своему другу, который может решить судьбу ребенка, говорю так: «Дай участок, но, если он его завалит – в три шеи гони, просто дави, даже вопросов не будет, не нужно с ним возиться». Только легкая протекция, но не более того.
- Так фамилия Сюткин все двери открывает… - Во-первых, я не один такой. На Украине есть режиссер Александр Сюткин, есть и еще пара достойных однофамильцев. Во-вторых, как и студентам, так и вам скажу: в шоу-бизнесе деньги ничего не решают. Выдайте. Станьте, например, Земфирой, но Земфира уже есть, поэтому станьте Сидоровым, молодым и единственным. Всё у вас сразу будет, если это по-настоящему – и даже не надо помогать, не надо пробивать. Сколько выкинуто денег богатых мужей в пропаганду творчества в кавычках своих миловидных жен? Ровно, пока финансирование есть. Только оно закончилось – всё, как в черную дыру, вылетело. А мы ничего, работаем 30 лет и всё еще востребованы. Потому что это работать надо, трудиться, честно делать свое дело. Берешь бревнышко и весело несешь, как говорил Юрий Никулин... И раз уж я имею честь и удовольствие от нашего коллектива поздравить зеленогорцев с 60-летием города, то скажу: чтобы здоровье не отвлекало от процесса, который называется «радоваться жизни». Все мы умеем по-разному радоваться жизни, но в итоге это сводиться к простым человеческим ценностям: семья, детишки и близкие люди. Плюс взаимоуважение – то, что мы говорим на русском языке, будем стараться держаться вместе, друг другу помогать. Вот и все, а в остальном мы сами виноваты..!
Все материалы, размещенные на сайте являются собственностью их
авторов, если отсутствует прямое указание на права третьих лиц.
Использование материалов сайта разрешено только с указанием ссылки на сайт izgr.ru