Уважаемые читатели. Являясь непосредственным участником некоторых периодов работы кинотеатра нашего города. Хочу поделиться ,как происходило становление кино и цифрового кино в Зеленогорске. Причины перехода от плёночного носителя к цифровому. И почему открытие кинозала 3D ,я сравнил как переход от дизельной установки к атомной. Имею полное право. Сравнение конечно носит условный характер, но суть очень близка.
И так причины перехода на цифровой носитель, как таковой ,произошедшая революция в Российском кинопрокате. Резкий отказ от плёночного носителя и как причина переход от аналогового оборудования к цифровому. В августе 2009 становится понятно , что после трёх лет существования цифрового показа (ЦИФРОВОГО НОСИТЕЛЯ) в России, неизбежен переход от плёночного (АНАЛОГОВОГО НОСИТЕЛЯ) к цифровому. Но тот момент цена только цифрового проектора была астрономической. Позволительной только крупным киноплощадкам. А ведь требовался не только он. Потому казалось делом далёкого будущего.
ЧАСТЬ-1
Возможности нашего аналогового оборудования даже на 2011год, были достаточно современными. Киноустановка производств Чехии MEO-5XB3 DRB , двухпостовая, была достаточно современна (предпоследняя по поколениям). Кинопроектор имел блочно-модульную конфигурацию построения на микросхемах. Горизонтальную систему фонаря-осветителя с проекционной ксеноновой лампой сверхвысокого давления 2500 Вт. Надёжную систему автоматики кинопоказа. Автоматическую смену форматов, кашетирования кадра и подстройки объективов под формат. Мальтийский механизм с подстройкой кадра. Возможность работы одним постом в течении всего фильма, любой продолжительности, при подключении системы плэттер , бобинный накопитель или бобинами 1600 ёмкостью метров непосредственно на проекторе. Цифро-аналоговую звуковоспроизводящую головку ,стационарного исполнения. Звуковоспроизводящий комплекс цифровой многоканальный с звуковым процессором ДОЛБИ SP650EX. Являвшимся самым совершенным и современным на момент установки. Что позволяло воспроизводить цифро-аналоговые фонограммы с плёночного носителя, для получения звукового окружения зрительного зала с эффектом DOLBY 3D. Что давало право на входных дверях поставить табличку о современном звуковом решении зрительного зала.
Слабым местом киноустановки были электропитающие выпрямительные устройства 120ВУК50 доставшиеся в наследство от советской киноустановки 23КПК-2. Достаточно надежный и живучий. Ведь отработав по полной с 23КПК-2 , потом работал несколько лет с 23КПК-3, до смены на МЕО-5Х. Выпрямители 23КПК-3, ВКТ-3 не отработав восьми лет, вышли из строя.Первый вышел из строя через три года (при мне и это точно) ,второй через восемь (могу ошибаться, у меня такая инфа , так что коллеги не судите строго) ,а третий до сих пор имеется, был в резерве. Установки в СССР были трёхпостовые.
Слабое местом устройства, повторно-кратковременный режим работы, не более 65 минут. Что позволяло работать только с малых бобин в 350метров. От комплекта проекторов 23КПК. А это ,частые переходы с поста на пост, для непрерывной проекции. Частый розжиг проекционной лампы, снижающий ресурс лампы. От частого старта разрушались держатели бобин. Пришлось искать решение.
Причина недокомплекта мне неизвестна. Ведь киноустановка ,всегда, комплектуется питающим устройством, от фирм производителя комплекта ,либо альтернативным , но имеющий возможность подключения к тедемеханике проектора.
Установка ставилась в моё отсутствие ,как работника кинотеатра.
В прошлом был свидетелем и участником смены нескольких комплектов проекционного оборудования в кинотеатре и кинозалах. Наряду с работающем персоналом , как ученик , осваивал новое поколение киноустановки 23КПК-3. И занимался их техническим обслуживанием.Вместе с киномеханниками. Моими учителями были киномеханники 1й категории Кожуховски. В. и Циглер. В.С в последствии инженер кинотеатра.(Но отвлеклись от темы). Так что не только в теории ,но и на практики знаю как комплектуется киноустановка.
Слабым местом была логистика эксплуатации,комплектация запасными частями и расходными деталями. Всё бралось из поставленного с проекторами комплекта ЗИП. Так как интенсивность показов была невелика его было достаточно, на какое то время. Когда прищёл киномехом ,а через месяц доверили должность инженера ЦДиК ,пришлось быстро решать эту проблему.
На проектор отсутствовали резервные электронные блоки. Дерлиновые направляющие кадрового окна (оставлось три комплекта)Проекционные зеркала. Резервные проекционные лампы отсутствовали.Так как цена от инсталятора была высокой. Пришлось искать и был найден альтернативный поставщик. Цена за единицу снизилась на треть!
Начинаала разрушаться одна из анаморфотных насадок(дополнительный объектив для широкоэкранного показа). То что процесс имеет место быть понял поздно. В дальнейшем были проблемы с резкозтью изображения на широком экране.
Слесарный инструмент,для обслуживания, имелся старый изношенный. А так как размеры болтов и шестигранников не метрической размеренности ,то и с того толку было немного.
Документацию собирал где мог. Осталось масса литературы со времён учёбы в Иркутске. Киномеханник Лидия Ивановна , один из старожилов кинотеатра, рассказала все проблемы. С чем и пошёл к зам.директору кинотеатра Александре Ивановне , а далее с запросом к директору Анатолию Павловичу. С инструментом решилось быстро. Купили всё и даже больше. Но блоки так и остались не закуплены. Кроме звукоблока ,который вышел из строя. И центрального блока автоматики который не понадобился. Основные механизмы проектора работают в "маслянной ванне". Пришлось поменять масло дважды.Масло специальное. Приводные ремни ,смазываются, специальной силиконовой смазкой.Они и сейчас как новые. Заменили зеркала проекционной систему , что увеличило яркость зрительной картинки.
Зубчатые барабаны лентопротяжного механизма оказались очень живучими. Кроме барабана мальтийского механизма. Да и тех сменили только три.
Если вспомнить наши киноустановки. То качество барабанов было отвратительным. Нужен был за ними постоянный контроль,что киномехаников держало в постоянном напряжении. Любой посторонний звук или изменение тональности требовало немедленного внимания. Такое же внимание осталось и при работе новой киноустановке. Но при мне по нашей вине не случилось ни одной порчи фильмокопии. А вот по рассказам Лидии Ивановны ,одну из фильмокопий испортили в самом начале. Причина -ошибка при зарядке кинопроектора.
Так что , все проблемы и плюс сложность работы с плёночным носителем и особые требования к персоналу проекционной ,не позволяли брать неподготовленных людей со стороны. А обучение на месте было минимум месяц,полтора да и давалось не каждому. Из восьми человек,коих обучал, удостоверение киномеханика, третьей категории ,получили только трое. Ещё один человек не успел получить корочки. Век аналогового кино кончился. А работали в дальнейшем только двое. К стати один из них Павел ,успешно освоил цифровое оборудование и работает по сей день.Лидия Ивановна ,несмотря на возраст, недоверие к компьютеру ,так же сумела освоить новое рабочее место. Могу ей только поклониться и сказать спасибо. Очень трудно дался человеку это переход. Много нервов потраченно и сил.
Что такое рабочее место киномеханика на аналоговом оборудовании. Это масса знаний.Электротехника. Электротехника. Звуковоспроизводящая техника. Точная механника. Теория кино. Правила работы с плёнкой. Масса регламентов при хранении ,проекции и передачи фильмокопии на следующую киноустановку.Устройство и правила ремонта проектора. Правила юстировки проекционной системы при замене ламы. Правила юстировки звуковоспроизводящий системы. Безопасное обращение с ксеноновой лампой. Колба всегда под давлением. И черезвычайно опасна при обращении с ней. И везде внимание и контроль.
Зритель же видит хорошее кино ,слышит звуковые изыски и совершенно недогадывается какая огромная работа стоит за всем этим. Работа актёров и съёмочной группы. Работа людей причастных к кино. От уборщицы зала ,кассира, белетёра,киномеханика, до директора кинотеатра.
Что ж, таков мир кино. Так оно всегда и будет. Мы специалисты принимаем это как данность. Так же ценим хорошее кино и плюёмся от чернухи. Но за нами то что не должен видеть зритель. Это работа ,работа и работа.
: Дорогие жители Зеленогорска и коллеги, доброго вам времени. Снова стала актуальна тема кинотеатра в Зеленогорске. Коллеги по работе подсказали , что тема имеет информационный вакуум , домыслы и нелестные высказывания в адрес директора ЦДиК. Легко ругать самому непробуя. Я как инженер ЦДиК постараюсь прояснить ситуацию. Выступление директора ЦДиК конечно было далеко не блестящим и полно неточностей , но будем милосердны ,человек волновался и не является техническим специалистом в области кино. По нашему оборудованию устарело не всё. Требует замены видео-сервер и медиаблок соответственно. Но по сути это ядро комплекса. Устаревание сервера произошло более по политическим и коммерческим мотивам, чем по техническим. После поглощения английской компанией Доллби, менее успешную, американскую Дореми, встал выбор какой из серверов продолжать выпускать. Два одинаковых ,по назначению устройства , жестко конкурирующие меж собой, выпускать неприемлемо. Остановились на более простых в инсталяции и техподдержке устройств Дореми. И теперь устройства Дореми выпускаются под брендом Долби. Компания Азия-Синема ,инсталятор оборудования,обеспечивающая техническую поддержку и сопровождение установки уведомило ,о снятии с производства всей линейки устройств Долби DSS-100;200 и 220.Техническая поддержка указаных устройств прекращается. Поддержка будет осуществляться устройствам состоящим на гарантии в течении трёх лет. В Долби отказались от линейки DSS, которая имела много положительных сторон в отличии от первых устройств Дреми DSP2K4. DSS,это узкоспециализированные сервера для цифрового кино, имеющие многоуровневую защиту информации и требующие особого подхода при установке программного обеспечения. Требуется более высокий уровень специалиста занимающихся инсталяцией. Но после правильной установки П/О сервер,проектор ,звуковой процессор и мультимедиа адаптер работают без проблемно вообще, сбои носят единичный характер и решаются простотым перезапуском устройства. Хотя как и любое цифровое устройство требует, иногда, программного обновления. Освоение рабочего места персоналом проекционной очень простое, не требует специальных знаний и знаний иностранного языка. Имеется масса технической информации и программного обновления. Хотя раньше программное обновление было платным ,но доступным. Нам было с чем сравнить и где учиться, что бы понять какой сервер купить. Выбор не носил случайного или непродуманного характера. Ведь не зря эти сервера занимали половину рынка кинопроката России. Сложность настройки, узкая специализация компонентов, надёжность, обернулась недостатком. Да и Дореми не стояли на месте. Последние устройства Дореми лучше,пример DCP-2000, но и цена устройства порядка 1млн200рублей и это без наладки и установки П/О. Хотя тоже в чем то уступают Долби. Персоналу требуется хорошее знание компьютера и умение работать с интерфейсом П/О. Это всё конечно решаемо. Но были бы предложение от Дореми чем то лучше от предложенного на рынке, на момент покупки оборудования. Сейчас пользователям оставили выбор, приобретать другие устройства или брать то что есть. Хотя выбор невелик. Цена вопроса, это перход трети мирового рынка кинопроката, на "НОВОЕ", устройство фирмы Долби, на льготных условиях по акции. Долби становится почти монополистом и хорошо поправит свои финансы. А мы вынуждены будем купить новый сервер. По акции или нет, или просто закрыться,через какое то время. Акция распространяется только на DSP2K4. Так как DSP2K4 останется самым массовым , доступным в обслуживании ,как по программному обновлению, так и техподдержке, устройством в мире. Выбор становится очевиден. Хотя в отличии от линейки DSS,DSP2K4. далеко не шедевр. И сколько лет его продержат на рынке неизвестно. Устройство так же специализированное под кино , но является скорее компьютером на базе линукс, чем специализированным устройством. Имеет другую архитектуру построения комплекса. Ранее имело проблемы сопряжения с звуковыми процессороми Долби , и ещё ряд недостатков которые можно считать недостатками условно , кому как нравится. Не спроста бренду Дореми предпочли более успешный и известный в европе бренд Долби. Ведь почти весь рынок европы это Долби, Синеклод, НЕК или Сони, хотя не малая доля есть и Дореми. Но большая часть Долби. Проблема не носила бы такой удручающий характер ,если бы имелось равноценное свое. А вот со своим у нас все плохо. То что есть никуда не годится, оно уже устарело. Не имеет распространения, есть в единичных выставочных, экземплярах. А соответственно нет комплектующих,нет специалистов способных настроить и обеспечить без проблемность устройств.На рынок выходит Китай, но вот пока кроме намерений ничего не встречал. А ведь кроме устройств нужно их техническое сопровождение, подготовка специалистов и комплектующие , ведь вечного нет ничего.Всё может сломаться. А мы вынуждены выживать в условиях рынка ,оставаясь учреждением социальным и без поддержки государства ,спонсоров или кого ещё либо. А падение рубля вообще не оставляет шансов. Ведь люди к нам идут с рублём , а цена билета и так высока. Кино в СССР было важнейшим инструментом политики и рекламы советского строя. Российское правительство в рекламе не нуждалось. С самого начала кино брошено на полнейшую коммерциализацию. Кинопрокат был просто уничтожен. Масса кинотеатров превратилась в крытые рынки или клубы. Научный исследовательский институт по кинематографии, который давал рекомендации ,госты и вообще давал направление развития, уничтожен. Мы выжили как кинозал,но как кинотеатр в полном понимании,мертвы давно. Нет комерческой составляющей в нашем городе. Сможем ли жить дальше, вопрос открытый. Если будут у кого вопросы, постараюсь ответить всем. Спасибо...